На главную страницу



  Официальный сайт ИЗДАТЕЛЬСТВА и редакции первого в России журнала по криптоистории  

Литературный зал Арт&Факт

Поиск по всему тексту наших книг
  Главная | Все темы | Новая тема | Поиск | Одним списком | Регистрация | Логин:   Пароль:   
автор: "пилигрим."
Дата: 22.09.2009 09:07
Тема: "СТРАСТИ ПО ИСТОРИИ"
СТРАСТИ ПО ИСТОРИИ.

Этой книгой издательство «Живое время» совместно с телевизионным проектом «Неизвестная планета» открывает новый цикл книг об истории. В этом цикле или серии книг мы постараемся рассказать вам с различных точек зрения, что такое История. Наука или культурный пласт, или политика. Все зависит от позиции авторов книг, которые будут издаваться в этой серии.
Название серии определяет позицию издателей. Она называется - «Новый взгляд», потому что мы в первую очередь хотели показать, что даже такая, вроде бы фундаментальная наука История не стоит на месте. За все время ее развития у тех людей, что занимались ее изучением, возникали новые взгляды, новые подходы, новые методы изучения истории. То же самое происходит и в наши дни. Притом явление это закономерное и касается не только истории, но и всех наук. Вспомним развитие кибернетики или генетики, квантовой физики и биохимии. Все эти науки, когда то были революционным прорывом и когда-то встречались в штыки хранителями «вечных ценностей».
Для более полной объективности и для страховки от обвинений нас в ангажированности и субъективизме, мы приняли решение раз в три месяца проводить тематические конференции с общим названием «Новый взгляд» Например. «История искусства. Новый взгляд». Для участия в этих конференциях мы будем приглашать ученых и знатоков из всех секторов рассматриваемой области, как хранителей старых традиций, так и молодых реформаторов. Сборники отчетов таких конференций станут неотъемлемой частью нашего цикла.
Вильям Шекспир сказал об истории мира такие слова: «История одних безумцев, рассказанная другими безумцами»… Он называл жизнь – театром. Мы надеемся рассказать вам на страницах наших изданий о том, что за кулисами этого театра. Поэтому второй волной нашего цикла будут работы тех, кто реформирует взгляды на историю, точнее смотрит на нее новым взглядом и, конечно же, тех, кто отвергает эту новую точку зрения.
И третье направление, которое мы хотели бы отразить в нашем цикле. Сухая история не борется за массы. Мы знаем историю Золотой Орды по прекрасным книгам Яна. Историю крестоносцев - по романам Сенкевича, а историю Франции по романам А.Дюма и М. Дрюона. Поэтому мы будем изыскивать возможность публиковать в этой серии философско-исторические произведения современных авторов. Таких, как Пабло Куэлья и Ричард Бах.
В первой же книге, дабы ввести вас в курс дела, мы постараемся дать краткий обзор истории на современном этапе, делая небольшие экскурсы в далекое прошлое, без чего невозможно понять настоящее и прогнозировать будущее.
Пожалуй, начнем.

ИСТОРИЯ – «НИ СЛОВА НА ВЕРУ!»

История – это комплекс общественных наук изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Даже само название ее произошло от греческого «historia» — рассказ о прошедшем, об узнанном. Комплекс этот исследует факты, события и процессы на базе исторических источников, которыми занимаются источниковедение и ряд вспомогательных исторических дисциплин. В полном своем многообразии комплекс этот состоит из всемирной (всеобщей) истории и истории отдельных стран и народов. Органическими частями истории, опять же, как комплекса наук, являются: специальные исторические науки археология и этнография. А еще истории различных сторон культуры, науки и техники такие, как: история математики, история физики, история музыки, история театра и множество других историй. Все они во всем своем многообразии являются гранями бриллианта, который называется История.
Когда-то в древние времена ценность алмаза определялась его размером. Чем больше был алмаз, тем выше ценили его. Владельцами самых дорогих алмазов были короли и сиятельные особы. Затем человек научился гранить самый крепкий из драгоценных камней несокрушимый адамас.
С тех пор его ценность стала определяться количеством граней нанесенных на него, что позволяло ему играть всеми цветами радуги. Так и история. Из игрушки для власть имущих она превратилась в достояние всего человечества и чем больше граней на ней огранит умелый гранильщик, тем ярче она играет в лучах солнца. Каждый исследователь, каждый новый факт прибавляет в ней граней. Но, как и в жизни драгоценных алмазов, когда наряду с бриллиантами чистой воды существуют стразы, некий такой стеклянный заменитель сияющего бриллианта, так и в истории, достоверность каждого факта надо проверять. Каждый свидетель истории, сам по себе объект расследования и проверки. Это касается всего: археологической находки и рукописи, старинного меча и даже величественного Собора.
Девизом исследователя должны стать слова «Ни слова на веру!».
Сама история, эта капризная величественная муза Клио, не устает напоминать нам об этом постоянно. Кажется вот они пред нами живые свидетели прошедших лет массивные манускрипты и свитки пергаментов в кожаных футлярах, на темных страницах которых записаны достоверные факты. Но…нам так же хорошо известно, что в эпоху Возрождения древние рукописи появлялись по схеме, хорошо видной на примере одного из самых ярких фальсификаторов того времени Поджо Браччолини. Он, автор первоклассных исторических и моралистических книг, был в полном смысле слова властителем дум своего века. Первую половину итальянского XV века многие даже называют «веком Поджо». Флоренция, отмечая его заслуги, воздвигла ему статую, изваянную резцом Донателло.
Как же это произошло?
При содействии флорентийского ученого, собирателя книг Никколо Никколи, Поджио Браччиолини устроил нечто вроде постоянной студии по античной литературе и привлек к делу целый ряд сотрудников и контрагентов, очень образованных, но сплошь - с темными пятнами на репутации.
Первые свои «находки» Поджио Браччиолини и его компаньон Бартоломео ди Монтепульчано сделали в эпоху Констанского собора. В забытой сырой башне Сен-Галленского монастыря, в которой заключенный не выжил бы и трех дней, им посчастливилось найти в целости и сохранности кучу древних манускриптов: сочинения Квинтилиана, Валерия Флакка, Аскония Педиана, Нония Марцелла, Проба и др.
Через некоторое время Браччиолини якобы обнаружил фрагменты «из Петрония» и «Буколики» Кальпурния.
Клиентами Поджио были Медичи, аристократические фамилии Англии, Бургундский герцогский дом, кардиналы Орсини и Колонна, богачи, такие как Бартоломео ди Бардис, университеты, которые в ту пору либо начинали обзаводиться библиотеками, либо усиленно расширяли свои старые книгохранилища.
Так «создавались» хранилища «исторических» хроник.

Казалось бы, нельзя подделать археологические находки. Но можно находить только то, что нужно и там, где нужно.
Раскопки Геркуланум начались в 1711 году. В 1748 году - раскопки в Помпеях. Они носили рекламный и коммерческий характер. Ни о каких научных исследованиях речь не шла.
Первые раскопки в Афинах были проведены английским «Обществом дилетантов» в 1743--1751 годах. Оно так и называлось – «Общество дилетантов», и говорить о научном уровне раскопок не приходится. Но даже не это главное. Последовавшие археологические экспедиции целеустремленно уничтожали все находки, противоречившие установившимся взглядам на историю. В лучшем случае их объявляли ошибочными.
Творили якобы древнюю историю и скульпторы. Известны факты, когда некоторые из них закапывали статуи собственной работы в землю и через несколько лет оповещали мир о том, что нашли на своих огородах нетленные творения античных мастеров.
Полна искажений и выдумок история России и Китая. По политическим и многим другим причинам сконструирована легенда о татаро-монгольском иге в русской традиции, и многовековая борьба с гуннами в китайской традиции.
Но отвлечемся от примеров. Их громадное количество, и к ним мы постоянно будем возвращаться в нашей серии. Зададимся вопросом общего характера: почему именно в средневековье и в последующие века была заново сочинена история? Ряд критиков традиционной историографии склонны видеть в этом черты чуть ли не всемирного заговора.
Однако никакого заговора не было. Началось бурное образование государств и формирование народов и наций в современном значении этих слов. Возникла объективная политическая необходимость в написании собственной истории, в отличие от истории общей. Нужно было найти или создать собственные исторические корни, свою древность, непохожую на древность соседей. Причем чем глубже в века уходили эти корни, тем законнее выглядели в глазах подданных те или иные правители. Их власть как бы освящалась веками.
Идейная направленность традиционной европейской истории сложилась в XVI-XVII веках, в эпоху Реформации и Контрреформации, в результате идейного компромисса между «клерикальными» историками и историками - «гуманистами» на почве укоренения философии национальной государственности. Большинство философов того времени отличалось идеологической беспринципностью: яркие тому примеры – Н. Макиавелли и М. Лютер. Тех же, кто не хотел участвовать в идеологическом компромиссе, попросту уничтожали. Имя им легин. Достаточно вспомнить только некоторых: Томас Мор в Англии, Д, Савонарола в Италии, М. Башкин в России.
Единственными принципами крупнейших историков того времени стали лозунг Н. Макиавелли «Цель оправдывает средства!» и клич М. Лютера «Кто не с нами, тот против нас!».
Создатель современной хронологии Ж. Скалигер (Бордони), воспитанный своим отцом-философом в духе «бумага все стерпит, лишь бы было красиво» - придворный летописец Генриха IV Бурбона, был вслед за своим хозяином то католиком, то гугенотом. Он сочинил «непрерывную» хронологию французских королевских династий, нацеленную узаконить и увековечить права Бурбонов, изничтоживших прежнюю династию Валуа. Вся остальная мировая история была призвана служить только фоном для этой цели.
Аналогичную работу проделал австриец Иоганн Куспиниан (И. Шписхаймер) для Габсбургов, выведя их непрерывную родословную от Юлия Цезаря. Наиболее же «наукообразной» стала история Великобритании в редакции отца и сына лордов-канцлеров Бэконов, снабженная к тому же гениальным «пи-аром» в виде пьес-хроник Шекспира. Мирное объединение Англии и Шотландии под короной новой шотландской династии Стюартов предопределило и «непрерывную законную» историю династической смены шотландских правителей (в течение 1200 лет!) при весьма бурной параллельной английской истории.
Римско-католическая церковь, озабоченная сохранением своего политического влияния, приняла в процессе создания наукообразной «всемирной светской» истории самое активное участие, в частности, в лице монаха-иезуита Д. Петавиуса. Важным поворотным моментом стало и само принятие в Европе современного летоисчисления решением Тридентского Собора 1563 года – только в этом году было признано, что на дворе именно 1563 год от Рождества Христова, а все источники, противоречившие этому, было приказано сжечь. В это же время объявилась и «Книга Пап», зарегистрировавшая якобы непрерывную смену Римских Пап с IV по IX век (до Папы Николая I). Тем не менее, до 1600 года в Италии годы считали сотнями – например, Треченто (т. е трехсотые годы), а не XIV век.
Современную историческую традицию, сложившуюся к середине XVII века, создал не только идейный компромисс новых империй и Папского Рима - ее создал и бизнес. С середины XV века, стараниями, прежде всего флорентийских банкиров Медичи, история стала предметом весьма выгодного бизнеса – начиная от торговли «священными реликвиями» и кончая изготовлением и продажей «древних рукописей». Ярчайший пример – «Грамота Константинова Дара», подложность которой доказал Лоренцо Валла, как раз в середине XV века.
Именно в это время и происходит важное событие – появление книгопечатания. И именно в это время внезапно появляется изобилие только что обнаруженных «древних» рукописей и хроник. Все эти хроники обрываются «где-то в древности». Типичный пример - летопись Саксонского Грамматика, обрывающаяся в 1185 году и обнаруженная в 1514 году. Эта летопись и была положена в основание истории скандинавских стран. То же касается и других хроник. Например, аналогичную «древнепольскую», простирающуюся до 1113 года, написал некий Галл Аноним, а обнаружена она в том же XVI веке и т. д.
В истории каждой европейской монархии в течение XVI-XVII веков появился свой летописец. «История нужна правителю такой, какой она позволяет ему наиболее эффективно управлять своим народом», - так основоположник политологии Никколо Макиавелли сформулировал тезис, определяющий и сегодня отношение власти к истории.
Вот почему головокружительная смесь имен и фактов царит в средневековых сочинениях: их авторы еще только сочиняли историю. Она еще не устоялась, не приняла законченные формы, знакомые каждому из нас. И когда в наше время критики традиционной историографии, стремясь все-таки увидеть подлинную картину прошлого, указывают на противоречия в летописях, им отвечают: «Хронисты ошибались». Такова самая мягкая оценка, даваемая сторонниками традиционной историографии. В основном же они называют создателей хроник невеждами и фантазерами. Намного легче объявить кого-либо профаном или, в лучшем случае, заблуждающимся, чем хотя бы попытаться критически осмыслить устоявшиеся представления.
В наше время, как и прежде, очень редки исследования истории, свободные от политических симпатий и антипатий и желания во что бы то ни стало выпятить в положительном смысле роль и значение народа, к которому причисляют себя исследователи. Так, блестящий математик и историк-ревизионист академик А.Т. Фоменко привязывает все развитие цивилизации к славянским корням. Тюркский писатель М. Агаджи - к тюркским. Таким же путем шли в свое время западные историки Отто Ран, Гвидо фон Лист и многие другие.
Однако еще совсем недавно, несколько веков назад, люди не считали себя ни турками, ни русскими, ни евреями, ни французами, ни кем-нибудь еще в нынешнем значении этих определений. Существовал период, когда они не делились и по вероисповеданию, поскольку исповедовали одну и ту же религию-единобожие, а остальные религии - христианство, ислам и классический иудаизм сформировались позже.
Именно для неправильной исторической модели выдуманы неверные, насквозь политизированные термины квалификации народов: саксы, германцы, франки, славяне, тюрки и другие. Все эти условно-групповые квалификации изобретены в 18-20 веках в основном на базе лингвистики. Они точно совпадают с политической картой Евразии и служат исключительно интересам национального и религиозного самосознания.
Но если в истории все зыбко и противоречиво, что уже показано на отдельных примерах, если существует необозримое количество аргументов в защиту, как традиционалистов, так и их критиков, то можно ли со всей определенностью говорить об истории как науке?
Используя новейшие компьютерные методики сравнительного анализа, астрономические датировки древних зодиаков и некоторые другие методы, можно воссоздавать правильные контуры прошлого, разительно отличающееся от того чему нас учили в школе.
Применяя принцип «обоснованного сомненья», мы переводим все «подозреваемые» письменные сочинения из разряда документальных свидетельств в категорию легендарной литературы и с помощью сравнительного компьютерного анализа восстанавливаем истинные события, если достаточно сложный сюжет повторяется в разных источниках более определенного количества раз. Создание подлинной, а не выдуманной истории практически только начато.
С каких позиций вообще историки оценивают то, что не соответствует их взглядам и убеждениям. Как ни печально, но действует один и тот же принцип: если факты не укладываются в общепринятые концепции, тем хуже для фактов. Их умалчивают. Если же их нельзя ни обойти, ни замолчать, то к ним приклеивают ярлык ошибочных. Несть числа сочинениям историков и философов прошлого, объявленным ненаучными лишь потому, что они не укладываются в господствующие исторические схемы.
Но ведь сами эти схемы основаны на весьма зыбких и сомнительных источниках. Все, что якобы было написано историками в ранние века, известно нам в основном из копий и обрывков копий позднего времени, а то и просто из ссылок авторов 17-18 веков на труды предшественников, которые они, по их словам, читали или о которых слышали от своих учителей и коллег. Оригиналы, как правило, считаются утерянными, чаще всего - сгоревшими. Ни одна библиотека мира не имеет в своих архивах подлинных сочинений античных писателей и историков и трудов ученых раннего средневековья.
Труды, объявленные копиями, появились в массовом порядке на свет лишь в позднее средневековье, как бы возникнув из пустоты. Некоторые из них были, к изумлению и радости историков, в прекрасном состоянии и содержали подробнейшие сведения о событиях и героях истории многовековой давности. Достаточно вспомнить хотя бы труды Иосифа Флавия, описавшего во всех подробностях Иудейские войны.
Возник, однако, парадокс, требовавший объяснения: до средневековья никто об этих трудах ничего не знал. Другими словами, история в прошлом почему-то прервалась на тысячу с лишним лет, и образовался временной вакуум между античностью и средневековьем. Где были в этот период оригиналы, как они могли сохраниться столько столетий, чтобы вдруг вынырнуть из небытия и тут же, к несчастью, сгореть, или потеряться?
Адепты официальной историографии ввели в научный оборот термины «темные века» и «Возрождение». Они означают, что после Римской империи, уничтоженной варварами, на просторах планеты столетиями властвовали дикость и запустение, никто не вел летописей и не фиксировал события, достойные памяти потомков. И лишь после искоренения язычества и полной победы христианства в обновленной Европе началось возрождение культуры во всем значении этого слова.
Остался, правда, не проясненным вопрос о том, как же все-таки могли сохраниться сочинения древних на протяжении стольких веков разгула варварства. Но он уже мало кого интересовал: была создана схема развития, устраивавшая всех, кто занимался историей. Точнее сказать, сочинял историю, отвечавшую духовным потребностям и практическим интересам общества того времени.
С тех пор историки, основываясь на «копиях», с непоколебимой уверенностью рассказывают о событиях глубокой древности. С фантастической точностью они приводят данные о датах рождения и смерти королей и императоров, о местах битв, даже диалоги и высказывания героев прошлого.
У всех на слуху бессмертные слова, вроде бы произнесенные древними, типа: «Рубикон перейден», «Пришел, увидел, победил», «И ты, Брут?» И мало кто задумывается над тем, каким образом они стали известны потомкам? Кто их записал в тот момент, когда они были сказаны, и записывал ли кто-нибудь их вообще.
Никакого глубокого, объективного анализа достоверности исторических данных по-прежнему нет, и это приводит к постоянному приспосабливанию истории к политическим интересам нынешних государств. Более того - к сиюминутным требованиям того или иного правителя. Сочинение истории продолжается и в наши дни.
В последнее время стала понятна во многих чертах технология изготовления вымышленных исторических фактов и событий, широко примененная в позднее средневековье и ставшая основой современной историографии.
Однако хватит об этом. Давайте все по порядку, так сказать с «античных времен».
Попробуем коротко рассказать о наиболее ярких адептах науки История, ее новом прочтении в двадцатом веке, и положении дел в сегодняшние дни.
Это не учебник. Это, скорее всего, краткий обзор.



ТемаАвторДата 
"СТРАСТИ ПО ИСТОРИИ"пилигрим.22.09.2009 09:07
«ОТЕЦ ИСТОРИИ» – ГЕРОДОТ.пилигрим.22.09.2009 17:28
РЕФОРМАЦИЯ – ЭТО ПЕРЕСТРОЙКА ИЛИ КТО ПРИДУМАЛ ВРЕМЯ?пилигрим.23.09.2009 15:07
ПОСЛЕДНИЙ ВОЛШЕБНИКпилигрим.24.09.2009 10:38
СКАЗКА О НАЙДЕННОМ ВРЕМЕНИ.пилигрим.26.09.2009 13:33
ХОЛМОГОРСКИЙ КРЕСТЬЯНИН.пилигрим.26.09.2009 16:46
Re: ХОЛМОГОРСКИЙ КРЕСТЬЯНИН.Валентина27.09.2009 00:17
Re: ХОЛМОГОРСКИЙ КРЕСТЬЯНИН.Валентина12.10.2009 16:58
Re: Re: ХОЛМОГОРСКИЙ КРЕСТЬЯНИН.пилигрим.20.02.2011 18:31
Re: ПОСЛЕДНИЙ ВОЛШЕБНИКВалентина12.10.2009 16:55
  Главная | Все темы | Новая тема | Поиск | Одним списком | Регистрация | Логин:   Пароль:   
Ответить
Автор:  
E-mail: 
Тема: 
Текст:
e-mail при ответах в этой ветке
Закачать картинку:
Размер одной картинки не более 30кБ
URL картинки:
URL ссылки:
Текст ссылки:
Помощь и информация по использованию форума



   Русский час Электронный научный общественный альманах Клуб Раритет. Поиск, обнаружение, введение в научный и искусствоведческий обиход предметов материальной культуры и быта прошлого, имеющих историческую, культурную и научную ценность. Театр на французском языке Находится в каталоге Апорт