Вернуться к списку поступлений

Окситания на карте

Катары на географической карте

Катары
(от греч. katharós - чистый), приверженцы ереси 11-13 вв., получившей распространение в Западной Европе (главным образом в Италии, Фландрии, Южной Франции).
http://www.kerber-net.de/religion/reformation/katharer.htm тулуза2.gif
http://www.kerber-net.de/religion/reformation/katharer.htm

Догматика К., в значительной мере заимствованная у богомилов (см. Богомильство), дуалистична; для неё характерно противопоставление двух начал: "доброго" (созданный богом невидимый, духовный и единственно истинный мир) "злому" (земной, материальный мир, созданный сатаной). Осуждение всего земного, плотского вело к крайнему аскетизму: К. отвергали брак, запрещали употребление животной пищи, допускали самоубийство. К. не признавали церковных таинств, поклонения святым, индульгенций. К. изобличали пороки католического духовенства (римского папу считали наместником сатаны). Требовали ликвидации церковного землевладения, отказывались от уплаты церковной десятины. Создали свою религиозную организацию, во главе которой стояли наставники - "совершенные" (perfecti), обязанные вести аскетический образ жизни. Против К. церковь при поддержке светской власти повела ожесточённую борьбу. Учение К. легло в основу еретического движения альбигойцев. В результате беспощадных преследований к концу 13 - 1-й половине 14 вв. ересь К. почти полностью была искоренена.
Лит.: Borst A., Die Katharer Stuttg., 1953.
Б.С.Э. Катары

Альбигойцы (франц. Albigeois), участники широкого еретического движения в Южной Франции 12—13 вв., приверженцы учений катаров и вальденсов. Происхождение названия А. спорно. Обычно его связывают с г. Альби (лат. Albiga), возможно являвшимся первоначальным центром движения (некоторые современные историки выводят название А. из искажённого названия албанцев — Albanenses, т. к. учение катаров распространилось с Балканского полуострова). А. считали земной мир, включая католическую церковь, творением сатаны, отрицали основные догматы церкви, требовали ликвидации церковного землевладения и церковной десятины. Основную массу А. составляли горожане (главным образом ремесленники), частично крестьяне; к А. примкнула часть местных феодалов (особенно мелких), притязавших на церковные богатства. Известное покровительство А. оказывал тулузский граф. По инициативе папства против А. были предприняты крестовые походы (Альбигойские войны). А. были осуждены 12-м Вселенским (4-м Латеранским) собором (1215). В крупных городах Юга была учреждена инквизиция, началось кровавое искоренение ереси А., сопровождавшееся широкой конфискацией их имуществ в пользу католической церкви и королевской власти. В 14 в. ересь А. исчезает.
Альбигойцы

Богомильство, еретическое движение на Балканах. Возникло в начале 10 в., по-видимому, на территории Македонии под влиянием павликианства (см. Павликиане). Названо, по мнению большинства историков, по имени попа Богомила — предполагаемого основателя Б. Социальная программа Б.: осуждение богатства, отрицание феодальной эксплуатации и государственной власти. Б. отвергало господствующую восточно-христианскую церковь, иерархию, храмы, таинства и обряды, совершаемые священниками (заменив их более простыми молитвами, совместными ритуальными трапезами). Б. не признавало Ветхий завет, поклонение кресту, святым, мощам. В основе религиозно-философского учения Б. лежало представление о двойственности мира, о постоянной борьбе в нём доброго и злого начал. Земной мир и тело человека богомилы объявляли созданными дьяволом, небесный мир и душу человека — проявлением доброго начала. В богомильских общинах различались «совершенные», которые вели аскетический образ жизни, отрицали брак, и рядовые члены. Возглавляли богомильские общины «дедцы» — епископы. Упрочившись в Болгарии в 10 в., Б. распространяется в 11—12 вв. в Византии, в 12—13 вв. в Сербии и Боснии (в Боснии оно стало господствующей формой идеологии, превратившись в своеобразную церковь). Под влиянием Б. создались западноевропейские ереси (патарены, катары, альбигойцы). Церковь и феодальное государство боролись против Б. Известна обширная литература, критикующая Б. (пресвитера Козьмы, Евфимия Зигавена). Византийский император Алексей I Комнин насильственно обращал богомилов в «правую веру», их вождя Василия сжёг на костре. Его политику продолжал Мануил I, в Сербии — Стефан Неманя, в Болгарии — Борил (осуждение Б. последовательно проведено в Синодике Борила 1211). В период зависимости Болгарии от Византии (11—12 вв.) богомилы участвовали в восстаниях болгарского народа против византийского ига (1040, 1072), поддерживали борьбу болгарского государства против Византии в правление царя Калояна (1197—1207). Постепенно социальные тенденции в Б. ослабевали, и к 14 в. оно превратилось в религиозную секту, распространённую главным образом среди духовенства и городского населения. Богомилы сохранялись до 17 в. Уцелела обширная апокрифическая литература, созданная богомилами.

Лит.: Ангелов Д., Богомилството в България, 2 изд., С., 1961; Obolensky D., The Bogomils. A study in Balkan neomanichaeism, Camb., 1948; Примов Б., Богомилският дуализъм, произход, същност и общественно-политическо значение, «Известия на Института за история», 1960, №8; Ангелов Д., Примов Б., Батаклиев Г., Богомилството в България, Византия и Западна Европа в извори, С., 1967; Šidak J., О nekim posljednjim prilozima В. Primova Problemu Bogumilstva, «Slovo», 1964, № 14.
Богомильство

kathar.jpg

_____________________________________________

Карта романской Европы. Окситания

http://www.marraire.com/Mapa.php

Dialectes.gif
http://www.marraire.com/Oc/Unite.php

Carte de l'Europe romane actuelle. Карта романской Европы. Заштрихована также Румыния.
Слово "boièr" есть и в румынском языке. Lo boièr
http://www.marraire.com/Oc/EuropeRomane.gif

Окситания
mapoc.gif
http://www.marraire.com/Oc/Origines.php

_____________________________________________

Катары на географической карте

ссылка
http://dolphyns.free.fr/images/Cathares/carte_eveches.jpg

http://dolphyns.free.fr/images/Cathares/RegionCathare.JPG
http://dolphyns.free.fr/Albigeois.htm
_____________________________________________

Домен короля франции и Франция в XIII веке

http://www.cathares.org/chronologie.html

216 Manès, origine de la religion cathare ?
1209 le début de la croisade contre les albigeois
1210 Cabaret, Minerve, Termes, ...
1211 premier siège de Toulouse
1213 bataille de Muret
1215 soumission de Toulouse
1217 soulèvement et deuxième siège de Toulouse
1218 mort de Simon de Montfort
1224 reconquête des chevaliers faydits
1225 croisade royale, par Louis VIII
1229 Traité de Meaux
1240 révolte de Raymond Trencavel
1244 bûcher de Montségur
1255 reddition de Quéribus, dernière citadelle cathare
1321 mort du "dernier" cathare, Bélibaste, à Villerouge Termenès
1328 Emmurement de 510 cathares dans la grotte de Lombrives

1154
carte-1154.gif

1226
carte-1226.gif

1270
carte-1270.gif


_____________________________________________

Карта похода Симона де Монтфорта

ссылка
Карта похода Симона де Монтфорта
Carte02-938x690.gif
http://paratge.chez-alice.fr/histoire/chateau.htm
_____________________________________________

Карта окситанской языковой культуры

http://www.filmod.unina.it/cdg/occitania.htm

Occitania letteraria (secoli XI-XIV)
Da Robert Lafont, Histoire et anthologie de la littérature occitane,
vol. I, Montpellier, Les Presses du Languedoc, 1997.
Окситанская литература (XI - XIVвеков)
Роберт Лафонт, История и антология литературы Окситании,
Монтпелье, Лангедок, 1997.

Карта распространения окситанского литературного языка.
Картинка раскрывается щелчком мыши
Картинка раскрывается щелчком мыши

Nota. L’autore di questa carta include nell’Occitania letteraria, oltre
all’Italia settentrionale, dove erano operanti diversi trovatori, anche i Paesi
Catalani (Catalogna, Paese Valenzano e Baleari): qui l’occitano rimase vivo
come lingua della poesia fino all’inizio del Quattrocento.
Автор этой карты включает в окситанский литературный, кроме всей северной
Италии, где на нем говорили распространившиеся трубадуры, также Страны
Каталонии (Каталонию, Валенсию и Балеарнские острова): здесь окситанский
остался живым как язык поэзии до начала XV века.

_____________________________________________



      Вернуться к списку поступлений