Вернуться к списку поступлений

Триглав

Трехглавое божество

Этрусское изображение трёхголового демона.
IV век до н.э.
http://www.kriptoistoria.com/gallery/ill.jpg
ссылка

Трехликий бог
Найден: Soissons, Франция
http://www.kriptoistoria.com/gallery/s133.jpg
ссылка

Мифология. Галлия. Трёхликое божество.
Рельеф на галльской терракотовой вазе. 2 в. н. э.
Кабинет медалей. Париж.
http://www.kriptoistoria.com/gallery/204597071.jpg
ссылка

Трехглавое божество
Найден: Condat-sur-Trincou, Франция
Дата: 2 век н.э.
Bordeaux, Musee d' Aquitaine
http://www.kriptoistoria.com/gallery/s127.jpg
ссылка

Трехликий
Найден: Himmerland, Jutland,Дания
Aalborg Historic Museum
http://www.kriptoistoria.com/gallery/s129.jpg
ссылка

Трехликий Шива. Скульптура интерьера пещерного храма на острове Элефанта. 8 в.
http://www.kriptoistoria.com/gallery/3616_15.jpg

http://www.kriptoistoria.com/gallery/000231_small

ТРИГЛАВ
Д.Гаврилов, А.Наговицын. “Боги Славян. Язычество. Традиция”

Из "Жизнеописания Оттона Бамбергского" мы узнаем о существовании у славян в городе Штетине "трехглавого изображения божества, которое имело на одном туловище три головы и называлось Триглавом".
http://www.kriptoistoria.com/gallery/triglav1.gif
Триглав — высшее божество, согласно средневековому историку Эббону — "summus paganorum deus", с золотой повязкой на устах и глазах. И у историка Герборда он властвует над тремя мирами — небом, землей и подземным миром, причастен к гаданию посредством огромного черного коня. Штетин, посещенный самим Гербордом по его свидетельству ок. 1120-го года, расположенный на трех холмах сам по себе был местом служения этому богу о трех головах. Храм Триглаву находился на высочайшем из трех месте.

Как мы знаем Белобогу-Свентовиту, также высшему божеству, богу богов — в свою очередь посвящен белый конь, но обряд гадания сходен.

На Збручском кумире есть трехликое божество в нижнем ярусе, и это наводит нас на мысль, что германские авторы Триглавом называли Чернобога. В пользу этого говорит поклонение славян Штетина по словам того же Герборда ореху, а это навье дерево, связанное с нижним миром Ящера. В поздних сербских источниках сказано, что Троян боится солнечного света и у него козлиные уши, это тоже свидетельство хтоничности персонажа.

Впрочем, у западных славян многие божества многоголовы и многолики, однако, лишь одно именуется с точки зрения "голов". Нет среди имен ни Семиглава, ни Пятиглава, ни Четырехглава... А уж чего, казалось бы, проще — обозвать Световита — Четырехликий. Вывод напрашивается сам. Германцы решили, что Триглав — это божество, но мы полагаем, что Триглав — это не отдельный, даже высший бог, а сам принцип единства и противоположности Трех его составляющих. "Mater Verborum" так характеризует это имя: "Trihlav — Triceps, qui habet capita tria capree".

По средневековым польским источникам Триглав — это трехголовый великан, из которого творится мир посредством отрубания ему головы Богом. Таким образом, якобы появляются Чернобог, Белобог и некий Хамбог, ассоциирующийся с красным цветом, но нам последнее кажется новоязом, хотя не противоречит логике. В трактате 17-го века автором — Abraham Frentze — одна из глав посвящена некой Тригле, надо думать, это просто так переиначен образ Триглава. "De Trigla, Dea Poli, Soli Salique". Строку о Тригле возможно стоит перевести не "Богиня полей и земли", а "Богиня неба, земли и благополучия". Полей - от ошибочной интерпретации Poli из славянского. Рolus - небесный свод + solum - земля, почва + salus - благополучие, безопасность + -que - и.

Из-за похожего недопонимания имя Триглава стало сближаться еще и с именем древнего императора Рима Трояна. Троян упомянут в одном из списков апокрифа "Хождение Богородицы по мукам", в ряду "те, которые почитали Утрия, Трояна, Хорса, Велеса, превратив бесов в богов"; в полууставной рукописи Толстовского собрания среди "Перуна и Хорса, Дыя и Трояна", а также в "Слове и откровении святых апостолов", где он сравнивается с ромейским императором Трояном. В "Слове о Полку Игореве" упомянуты тропа Троянова, века Трояновы и земля Троянова, не исключено, что был такой князь, предшествовавший даже Кию, Щеку и Хориву — братьев как раз трое. И если третьего сына в семье именуют Третьяком, то отец трех сыновей — это Троян, Трояк. Может быть, если такие братья в самом деле пришли на Днепр с Карпат, они назвались потомками знаменитого покорителя даков. Или века трояновы — когда правили три брата, а не какой-то там Троян?

"О Бояне, соловию стараго времени! Абы ты сиа полкы ущекотал, скача, славию, по мыслену древу, летая умом под облакы, свивая славы оба полы сего времени, рища в тропу Трояню чрес поля на горы!"

"Были вечи Трояни, минула лета Ярославля; были полци Олговы, Ольга Святославличя". "Уже бо, братие, не веселая година въстала, уже пустыни силу прикрыла. Въстала обида в силах Даждьбожа внука, вступила девою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синем море у Дону: плещучи, упуди жирня времена". "На седьмом веце Трояни връже Всеслав жребий о девицю себе любу".

Для нас очевидно, что сближать понятие Триглава и Трояна не следует, это разные вещи.

Вобщем-то и никакого бога Триглава нет. Триглавом мы, язычники, называем представление древних индоевропейцев о троичном устройстве мира.


Япония. Три мира. http://japanstory.narod.ru/kyoto/kofukuji.html


Трехглавый дракон. Фрагмент псалия, Елизаветинская
http://www.kriptoistoria.com/gallery/000019.jpg

S11 Three Head Strapend
ссылка










http://www.flickr.com/photos/nataliemaynor/125623991/sizes/o/


The Triskele

http://www.kriptoistoria.com/library.php



http://volundrviking.com/volundrviking/VVBROOCHES.HTML


ссылка
There are several other types of puzzling images based on anatomical rearrangement. We have recently learned of early 13th century examples of faces arranged in a circle and sharing eyes. These may derive from 'tricephalic sculptures' where a head has three faces sharing eyes, so that the three faces have only four eyes all together, though only two eyes may be shown. Such images date back to the Gallo-Roman period in the first through third centuries. These may derive from Roman images of the double-faced god Janus, which may derive from Hittite or Babylonian ideas. In China, we noted that Avalokitesvara is often shown with multiple heads, with some sharing of features.



   Вернуться к списку поступлений